На протяжении всей своей многовековой истории еврейский народ неоднократно изгонялся с родной земли. Тем не менее, даже будучи разбросанными по всему свету, евреи никогда не оставляли мечту вернуться на историческую родину. Каждая пасхальная трапеза по традиции завершалась словами: «В следующем году – в Иерусалиме».
Алия в Израиле: программа переезда для иностранцев
«Алия» в переводе с иврита означает «подъём, восхождение». В библейские времена так называли путь из вавилонского плена в Иерусалим, сегодня же алия – это процесс возращения евреев в Эрец Исраэль, Землю Обетованную, которой они лишились более 2000 лет назад. Человек, совершивший алию, называется «оле» (множественное число – «олим»).
- «Прямая абсорбция». Лучше всего такая программа подойдёт для тех, кто уверен в своих силах либо рассчитывает на поддержку родственников или друзей в Израиле. В течение первого года проживания в стране репатриант получает «корзину абсорбции» (денежную помощь). Он также может рассчитывать на пособие по обеспечению прожиточного минимума, если обучается в ульпане;
- «Ульпан-кибуц». Эта программа рассчитана на молодёжь в возрасте от 18 до 35 лет без детей. Она длится 5 месяцев, и всё это время репатрианты проживают в кибуце, изучая иврит и знакомясь с местной жизнью;
- «Алия-2000» предназначена для подготовки к поступлению в вуз или профессиональной переподготовки;
- «Первый дом на родине» — программа для семейных пар или одиночек в возрасте до 45 лет, куда входит изучение иврита и работа в кибуце. Репатрианты получают право пользоваться всеми сервисами кибуца: детским садом, школой, столовой, прачечной, спортзалом и т.д. Участие в программе платное.
Репатрианты, в первые дни приезда не имеющие возможности снять квартиру, могут воспользоваться услугами одного из центров абсорбции, где им предоставят временное проживание.
Министерство алии и интеграции также предлагает программу муниципальной абсорбции, поддерживаемую рядом израильских местных советов: репатриантам помогают найти жильё, устроить детей в детский сад, записаться в больничную кассу, составить резюме для поиска работы. Поддержку осуществляет специальный куратор.
Кто может воспользоваться алией
С 2016 года в Израиле официально отмечается «День алии». Эта дата связана с десятым днём месяца нисана, когда еврейский народ, 40 лет скитавшийся по пустыне, перешёл реку Иордан и впервые ступил на Землю Обетованную. Сегодня «День алии» празднуется 7 хешвана по еврейскому календарю.
Кто может считаться евреем по израильскому законодательству? Закон «О возвращении» даёт такое определение еврея: «родившийся от матери-еврейки и не принявший другое исповедание, либо совершивший гиюр (принявший иудаизм)». Кроме того, данный закон расширил перечень лиц, имеющих право на репатриацию и получение израильского гражданства:
- евреи
- дети (в том числе приёмные) и внуки евреев
- законные супруги и вдовы (вдовцы) евреев, не вступившие в другой брак
- супруги детей и внуков евреев
Министерство алии и интеграции
Министерство алии и интеграции в Израиле существует с первых дней возникновения государства: до 1951 года оно называлось Министерством по делам иммиграции (Мисрад ха-Алия). Впоследствии оно было ещё дважды переименовано и до 2017 года носило название Министерства алии и абсорбции Израиля.
В задачи министерства алии Израиля входит предоставление репатриантам государственной помощи и поддержки на всех этапах, начиная с приезда в страну и заканчивая организационными вопросами обучения, профессиональной переподготовки, трудоустройства, оформления медицинской страховки и так далее. Главное – сделать процесс интеграции переселенцев в израильское общество как можно более лёгким и быстрым.
Министерство алии и интеграции Израиля предоставляет репатриантам и «возвращающимся израильтянам» следующие виды помощи:
Это – лишь краткое перечисление тех программ, которые предлагает репатриантам Министерство алии и интеграции Израиля. Официальный сайт министерства имеет, в числе прочих, перевод и на русский язык, и будущим репатриантам стоит начать подготовку к переезду с изучения опубликованных на сайте справочных материалов.
Закон “О возвращении”
В Декларации Независимости Израиля, принятой 15 мая 1948 года, было сказано: «Государство Израиль будет открыто для еврейской репатриации и собирания изгнанников». Тем самым было положено начало процессу возвращения евреев на историческую землю, юридически закреплённому два года спустя в Законе «О возвращении» 1950 года. Закон разрешал любому еврею иммигрировать в Израиль и получить израильское гражданство.
Вопрос о том, кого считать евреем применительно к данному закону, почти сразу же стал причиной горячих дебатов в израильском парламенте. Религиозные партии настаивали на галахическом толковании еврейства: евреем может считаться только тот, кто родился от матери-еврейки или принял иудаизм. Другие члены Кнессета считали, что евреем можно признать любого, кто себя к таковым относит. В 1958 году эта директива была принята с небольшой поправкой: «…чистосердечно декларирует, что является евреем и не принадлежит к другой конфессии».
В 1960 году новый министр внутренних дел Израиля издал подзаконный акт, согласно которому евреем следовало считать того, кто:
- Был рождён от матери-еврейки и не принадлежит к другой конфессии
- Принял иудаизм согласно Галахе
Казалось, это всех устраивало – до тех пор, пока в суде не стало рассматриваться дело Освальда Руфайзена, или брата Даниэля. Еврей по рождению, он во время Второй мировой войны был вынужден скрываться в монастыре и там стал монахом. Когда позднее брат Даниэль захотел репатриироваться, то ему отказали – на основании того, что он принял иную веру.
Тем не менее, брат Даниэль настаивал на том, что ощущает себя евреем. Верховный суд Израиля в итоге признал, что подзаконный акт не соответствует израильскому законодательству, и что в израильских законах отсутствует определение еврея. Таким образом, по мнению суда, евреем следует считать того, кого другие считают таковым. Тем не менее, брату Даниэлю было отказано в праве на репатриацию на том основании, что он добровольно сменил вероисповедание.
Другим громким делом стал случай с майором Шалитом, дочь которого, рождённую от матери-шотландки, не стали регистрировать как еврейку. Разбирательство длилось несколько месяцев и в результате решение было вынесено в пользу Шалита. Это вызвало большое недовольство среди представителей религиозных партий.
В поправках было прямо указано, что положение Закона не распространяется на евреев, принявших по своему желанию другую религию. При этом право на репатриацию получили даже вдовы и вдовцы евреев.